Игорь Коваленко | 09:08 24.09.2014 | 733
Делить искусство по половому признаку – не Бог весть какая новая штука и, в большинстве случаев, признак поверхностного мышления. И все же многие из нас (не исключая и художественных критиков) склонны считать акварель сугубо женским занятием. Что ж, несмотря на убедительные «антипримеры» (взять хотя бы Лермонтова с его ярко выраженным мужским началом), подобная точка зрения имеет под собой определенные основания. Мужчин, в силу особенностей их психологии, больше привлекает живопись с ее ощутимо-рельефными мазками или «экшн» противостояния черного и белого на графическом листе. Акварель обычно остается на долю женщин с их безграничным терпением (попробуйте нанести на бумагу несколько десятков слоев) и чисто женским вниманием к мелочам.
Выставка акварелей Валентины Лаушкиной в Днепропетровском художественном музее – еще одно свидетельство того, насколько различаются мужской и женский взгляды на окружающий мир. Автора явно не привлекает освещенная яркими огнями рампы авансцена жизни – ее гораздо больше интересует второй план с его полутонами, оттенками и психологическими нюансами. Деревья, травы, цветы, садовые бабочки, живущие своей малой жизнью – художница воспринимает их такими же полноправными «субъектами Вселенной», как и человека с его грандиозными творениями. Будто развивая известные строки Бродского о бабочке и игле Адмиралтейства, она находит в узоре крылышек обычной крапивницы поистине неисчерпаемое богатство оттенков, напоминая нам о том, что жизнь – это не семь цветов радуги, а значительно больше.
ИГОРЬ КОВАЛЕНКО