Экзотика в квадрате

Игорь Коваленко | 09:05 24.09.2014 | 688

Блог Изба: дизайн и архитектура

Трудно сказать, в силу чего в русскоязычной культуре сложилась традиция просить прощения за тавтологию – то ли, по причине былой мифичности «масляного масла», то ли из-за маловероятия выполнения достопамятного лозунга насчет экономности отечественной экономики. Так или иначе, извиняясь, мы все-таки прибегаем к ней: возможно, чтобы ускорить процесс подбора нужных слов, с помощью которых хочется максимально донести наши впечатления на собеседника. Впрочем, если применить к работам одесской художницы Татьяны Биновской такой вариант тавтологии, как «экзотическая экзотика», то воздействие от него будет довольно слабым, во всяком случае, сравнительно с самими картинами. И это несмотря на то, что такое определение было бы абсолютно верным по сути: мало того, что живописные сюжеты сами по себе являются экзотикой для наших краев, они еще и поданы в довольно необычной манере.

Судите сами: «общепринятые» атрибуты Черного континента – львы, зебры и, конечно же, аутентичные представители вида «homo sapiens» Южно-Африканской республики (пятнадцатилетию дипломатических отношений с этой страной и посвящена выставка) – изображены настолько ярко и захватывающе, что в первую минуту даже не знаешь, как к этому отнестись. Кажется, что здесь слились воедино западный гиперреализм второй половины двадцатого века, еще не забытый родной соц-арт и появившаяся не так давно в художественной среде декоративная манера, близкая, скорее, к дизайну, нежели к традиционному художественному творчеству. Разноцветные пейзажи и животные, чувственные портреты аборигенов, наконец, автопортрет самой художницы, «прикинутой» не то в изделия местного производства, не то в аксессуары от Missoni, создают у зрителя поистине карнавальное настроение, заставляя напрочь забыть о насущных проблемах Черного континента. Ведь способность забывать о проблемах порой так необходима всем – и художникам, и нам с вами.

ТАТЬЯНА КОВАЛЕНКО