«Сны Гаутамы»: солнце, свобода и маленький цветок

Игорь Коваленко | 17:16 27.11.2014 | 1073

Очередной виток развития человеческой цивилизации своей стремительностью и мощью напоминает некий тайфун, порожденный компьютерными технологиями. Авангард человечества, обогатившийся новым мышлением, решительно отвергает надоевшие стандарты, современное искусство – «contemporary art» – сбрасывает с себя оковы консерватизма, на смену традиции приходит альтернатива. И вот уже вместо привычных мелодий звучит космическая музыка, книги превращаются в тексты, а поблекшие, покрытые тонкой сетью крокеллюров картины прошлого вытесняются многомерными коллажами, будто созданными не пером и кистью, а лазерным лучом.

Авторов нового арт-проекта «Сны Гаутамы» Александра и Андрея Чикуровых нельзя однозначно причислить к дизайнерам, фотографам или художникам – каждый из них и то, и другое, и третье. Буквально следуя формуле Андерсена «солнце, свобода и маленький цветок», они снимают при солнечном свете «цветы, только цветы и ничего, кроме цветов» – и в результате получают такую свободу творческого самовыражения, которая не поддается никакому измерению. Потому что дальше в ход идут компьютерные технологии – вот тут-то и начинается самое удивительное.

Прием, который используется для создания этих масштабных панно, можно – за неимением пока специального термина – назвать «цветочным калейдоскопом». Полностью реструктуризуя привычный образ цветка, авторы разбивают изображение на множество мелких фрагментов, а затем создают из них собственную версию мироздания, пусть ирреальную, но весьма заманчивую картину – яркую и сверкающую всеми гранями, как волшебный мир, открывающийся нам в калейдоскопе. Отдельные ее части вполне узнаваемы – чашечки, венчики, пестики и тычинки, – но общая композиция так же далека от ботаники, как наша с вами планета от звезды Альфа Центавра.

Сияющий чертог Снежной королевы, таинственные храмы древней Индии, сумрачная пещера горного короля или «богатырские» декорации к «Руслану и Людмиле» — кажется, нет такой точки пространства, куда авторы не смогли бы проникнуть с помощью воображения. И, хотя каждое панно имеет авторское название, это «не догма, а руководство к действию»: с любым возможным толкованием авторы заранее согласны.

Фокус в том, что завтра вы можете увидеть на этих работах совершенно не то, что видели вчера – это зависит от угла зрения, от освещенности, от того, с какой ноги вы встали, даже от того, какая музыка звучит сегодня в вашем доме.

И каждый день (таков уж чудесный эффект «цветочного калейдоскопа») вам будут открываться все новые и новые детали, нюансы и глубины, добавляя тем самым к привычным трем измерениям четвертое – время. Ибо подлинное произведение искусства должно не просто идти в ногу со временем, но слегка опережать его – хотя бы на один шаг.