Игорь Коваленко | 09:38 20.03.2015 | 871
Красота, изящество, прелесть, очарование… Все эти категории мы нередко заменяем одним-единственным словом – charmant. Похоже, именно в этом галлицизме, давно ставшем неотъемлемой частью нашего лексикона, и заключена квинтэссенция пленительного обаяния Франции. Запах роз и ванили, терпкий привкус бордо, хруст теплых круассанов, уют и непритязательная легкость прованского стиля – все это складывается в романтический образ, который в нашем воображении неизменно связан со средиземноморской «глубинкой». Ведь именно там – где-нибудь на берегах Роны или Луары – так заманчиво проснуться весенним утром и, пройдясь босиком по чисто выскобленному деревянному полу, никуда не торопясь, насладиться легким завтраком с видом на буколические окрестности.
Оказывается, эта мечта может быть осуществима и в пределах промышленного мегаполиса, если только не предъявлять слишком больших требований к наружному пейзажу. В этой квартире с любовью и тщанием воссоздан чарующий образ французского провинциального дома, где прожило не одно поколение семьи, и собранные за многие десятилетия предметы обихода мирно уживаются с более поздними приобретениями.
Для создания такой поистине одухотворенной атмосферы архитектору Ольге Беляевой и владелице квартиры Екатерине Самойловой потребовалось не так уж много – всего лишь посмотреть на жилой интерьер под другим углом, освободившись от жестких рамок современных тенденций. А когда есть желание осуществить мечту, то остальное, как говорится, дело техники: найдется и мебель в необходимом стиле, и материалы, соответствующие выбранному направлению, а, главное, родится творческая мысль, способная объединить все составляющие в законченный цельный образ. Кстати, набор составляющих этого интерьера несколько отличается от привычной схемы «планировка-мебель-декор». Каким-то непостижимым образом сюда проникла та самая случайность, которой архитекторы обычно всеми силами стараются избежать, – именно благодаря ей интерьер наполнился живым дыханием, тем ощущением подлинности, которого так трудно добиться с помощью самой выверенной стилизации.
Вот витрина с «фамильным» фарфором: она как будто не запланирована заранее, а поставлена там, где нашлось для нее место – в простенке между кухней и коридором, ведущим в частные апартаменты. Или «почтенный» на вид диван – он кажется несколько великоватым для занимаемого им уголка гостиной, но от этого только становится еще более теплым и уютным. Зона столовой не примыкает к кухне, что соответствовало бы современному стандарту, а словно вынесена на веранду или летнюю пристройку, где связь с природой играет не меньшую роль, чем вкус прованского масла или аромат букета гарни – смеси пряных трав, главного ингредиента французской кухни. В спальне также присутствуют моменты, возникшие, так сказать, в процессе жизни: кованая кровать со «стершейся» белой краской соседствует с новенькой, кажется, совсем недавно повешенной стальной шторой, а «свежеоштукатуренные» участки поверхностей оттеняются побеленной кирпичной кладкой.
Так, отступая в большом и малом от общепринятого, уходя от диктата скучноватой рациональности, мы всегда имеем возможность изменить настроение среды обитания, внести в нее артистическую изысканность, наполнить мимолетными ассоциациями или воспоминаниями. И если сегодня «французский шарм» для кого-то лишь недосягаемая мечта, то завтра она вполне может воплотиться в зримый и осязаемый образ.
А вот как комментирует особенности применения ретро-стиля в современном интерьере сама автор интерьера архитектор Ольга Беляева: — Для многих людей повторенная в той или иной степени атмосфера прошлого – необходимое условие комфортного самоощущения, а не просто увлечение или дань моде. При создании такой атмосферы главное – не переусердствовать, не забыть о том, что она будет существовать в реалиях сегодняшнего дня. Нам с Екатериной Самойловой хотелось, чтобы обаяние старины стало главной темой интерьера, но при этом еще главнее было его назначение, которое можно коротко определить как «квартира для жизни». Я не приветствую перенасыщенного видеоряда, поскольку наличие свободного пространства, на мой взгляд, гораздо эстетичнее, чем излишний декор. Такая распространенная по отношению к интерьерам характеристика, как «много воздуха» – в данном случае не просто слова. Воздух здесь, скорее, понятие ментальное: он свободно перемещается по зонам (поскольку дверями снабжены только спальни и ванная комната), он дает возможность варьировать размещение мягкой мебели в гостиной, он же создает удачные комбинации естественного и искусственного освещения. Поэтому и ретро-стилистика воспринимается в пространстве квартиры органично, а это и есть, на мой взгляд, главное условие ее применения.
Текст, фото – Татьяна Коваленко для журнала Domus Design