Возвращение мастера

Игорь Коваленко | 15:57 18.09.2014 | 601

Блог Изба: дизайн и архитектура

Имя Василия Крука вряд ли сегодня скажет что-нибудь среднестатистическому украинцу, даже если он, что называется, «интересуется искусством». Более того — не каждый искусствовед знаком с творчеством этого украинского скульптора. А ведь на западе выходили целые тома, монографии и альбомы, посвященные его работам. И дело тут не в том, что «нет пророка в своем отечестве», а, скорее, в особенностях ушедшего двадцатого столетия, перекраивавшего политическую карту мира как только ему вздумается.

Родившийся в 1911 году на Тернопольщине, Василий Крук после октябрьского переворота оказался  подданным Польши — так уж легла карта, да и не ему одному. Талант скульптора пробудился в нем достаточно рано, еще в школьные годы (начинал он, правда, с деревянной скульптуры). Окончив школу, Крук выбрал для развития своего таланта «западное направление» — Львов, Варшава и, наконец, Берлин, где он окончательно осел, перешел на бронзу и обрел признание как зрелый мастер. Теперь путь на родину был для него закрыт навсегда  (так, по крайней мере, ему тогда казалось). Но, к счастью, все изменилось, и сегодня скульптор вернулся к нам если и не собственной персоной, то в своих скульптурах. Выставка Василия Крука, открывшаяся в Художественном музее, так и называется – «Повернення митця». И, глядя на эти фигурки казаков и галицийских цадиков, крестьян и бандуристов, мы понимаем: родина – это то, что всегда остается с тобой, куда бы ни забросила тебя судьба. Никто не в силах лишить человека родины – если, конечно, он сам этого не захочет.