«В пространстве Дюбюффе»

Игорь Коваленко | 15:43 18.09.2014 | 566

Блог Изба: дизайн и архитектура

Они очень разные, эти две фотохудожницы – как, собственно, и положено двум  незаурядным творческим личностям, к тому же принадлежащим к прекрасной половине человечества. Николетта Монтальбетти родилась в 1932 году в Швейцарии, училась в Марселе, работала в Италии, Бельгии, Польше и других европейских странах, сейчас живет во Франции. Елена Голуб родилась двадцатью годами позже на Украине, училась в Киеве, там же живет и работает до сих пор. Что общего может быть у двух женщин с такими разными судьбами? «Конечно, мужчина!» — тут же воскликнет какой-нибудь скептик – и, как ни странно, попадет в самую точку. Этим мужчиной стал известный французский авангардист Жан Дюбюффе, яркий представитель течения «арт-брут» — одного из самых «оппозиционных» направлений в современном искусстве. Николетта Монтальбетти в течение двух лет работала ассистенткой у мэтра Дюбюффе, что же касается Елены Голуб, то она была первой, кто в своих статьях познакомил нашу публику (тогда еще советскую) с его творчеством.

Выставка «В пространстве Дюбюффе», открытая в Историческом музее – совместный проект Монтальбетти и Голуб, дань памяти этого незаурядного мастера. Основная тема этих цифровых фотоколлажей – выживание человека в современном мегаполисе, стремление сохранить себя как личность в условиях «глобальной урбанизации». В общем, как пелось в популярной некогда песенке – «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой». Эти работы, пожалуй, можно назвать «переосмыслением творческого наследия Дюбюффе в современных условиях». Во-первых, «большой город» стал еще больше, а во-вторых, современные компьютерные технологии открыли перед художницами такие возможности, о которых покойный мэтр не мог и мечтать. И, находясь в русле открытого некогда модернистами знаменитого «потока сознания», эти коллажи действительно вызывают у зрителя целый поток ассоциаций благодаря своему «визуальному разнообразию и созвучности времени» — именно того, что во все времена особенно ценилось в искусстве фотографии.

Игорь Коваленко