Игорь Коваленко | 15:59 18.09.2014 | 635
Об интеллигенции, пролетариате и революции 1905 года
Коллизии человеческой жизни удивительны и непредсказуемы, а тем более — жизни творческой. Живет, например, художник – долго живет, много работает, – и при этом совершенно не подозревает, что его творческое наследие, возможно, приобретет совсем иное значение, чем он сам предполагал. Все восемьдесят пять лет своей жизни Леонид Кудрявцев, похоже, всегда шел в ногу со временем: подчинялся законам соцреализма, воспевал скромных тружеников, вспоминал тяготы военных лет, идеализировал родной город. Но случилось то, что случилось – и вот его работы, в большом количестве представленные на персональной юбилейной выставке художника, интересуют нас уже с совершенно иной точки зрения.
Конечно, для многих почитателей этого направления его гражданский пафос по-прежнему важен – что еще с такой яркостью может напомнить о днях прекрасной молодости в стране победившего (на время) социализма! Однако теперь это разместившееся в трех залах творческое наследие воспринимается, прежде всего, как настоящий кладезь соцарта, из которого все больше черпают как западные галеристы и коллекционеры, так и отечественные «понимающие люди» – понимающие, какую ценность приобретут эти произведения в недалеком будущем. Тем более что тематика работ захватывает еще более ранний период, чем середина прошлого века. Одна из них под названием «Стачечный комитет» даже отображает полный социум времен революции 1905 года, правда, с некоторым нарушением иерархии – на первом плане почему-то интеллигент в шляпе, а уже за ним скромно маячат рабочий и крестьянин. Впрочем, кто знает, как «лягут карты» при следующем социальном раскладе: поживем – увидим.