Ударим реализмом по формализму!

Игорь Коваленко | 16:36 18.09.2014 | 705

Блог Изба: дизайн и архитектура

Несмотря на перемену общественного строя, переоценку ценностей и прочие социальные катаклизмы, война на идейном фронте продолжается. Правда, многие из нас (особенно «новое поколение») ее попросту не замечают. Но те, кто помнит лозунги полувековой давности вроде «борьбы с абстракцией и формализмом» (второй пункт так и остался до конца не понятым), наверно, будут рады услышать знакомые мотивы в новой реальности.

Художница Валентина Самарская — возможно, благодаря хорошей памяти и накопленному жизненному опыту — по мере сил борется с этими негативными явлениями в изобразительном искусстве. Свидетельство тому – выставка ее работ, проходящая в Историческом музее. Поначалу эти картины вызывают некоторое удивление, граничащее с недоумением. Действительно, в наше время повального авангарда, андеграунда и экспериментирования тщательно отработанные «крепким» маслом портреты родственников художницы, лики «национальной гордости» Украины и слегка авторизованные копии мировых шедевров смотрятся несколько неожиданно. Все становится более ясным, когда узнаешь, что автор «не поважає абстракціонізм». Если человек работает с душой, он отдается избранной идее сполна, и тогда реализм превращается в гиперреализм, а чистые цвета достигают такой степени яркости, что впору надевать защитные очки. Наверное, именно в силу борьбы с вредной абстракцией художница решила скопировать пышнотелую брюнетку с картины Брюллова, а заодно и знаменитую Джоконду, которую как-то уж очень давно никто не копировал. И в самом деле – не квадрат же Малевича рисовать (чистый супрематизм, прости Господи!).

Татьяна Коваленко