Игорь Коваленко | 16:00 18.09.2014 | 616
Первым коллекционером на Земле принято считать царя Соломона. Что ж, все может быть – не исключено, что он действительно заслужил право так называться. И то сказать — как еще можно назвать человека, у которого, как уверяют первоисточники, было семьсот жен и триста наложниц? Что же касается, например, России, то здесь все абсолютно четко: приоритет в этой области принадлежит императору Петру Первому, который и основал первый российский музей – знаменитую Кунсткамеру. Сокращенная версия ее коллекции, проколесив по «городам и весям» Украины четыре года, теперь добралась, наконец, и до Днепропетровска.
«Кабинет диковинок» — так называется эта передвижная выставка – в течение трех месяцев будет открыт для посетителей в здании Художественного музея. Впрочем, ценителям прекрасного не стоит особенно обольщаться – художественной ценности эта экспозиция не представляет. Да она, впрочем, и не претендует на это. Представляющая, помимо нескольких восковых фигур, около пятидесяти экспонатов на тему «Аномалии развития человеческого организма», выставка имеет ярко выраженную развлекательно-познавательную направленность (можно даже сказать: научно-познавательную) с достаточно четко прочитывающейся сверхзадачей. Экспонаты призваны наглядно показать зрителю, к чему приводят вредные привычки – курение, алкоголизм, употребление наркотиков. Может быть, именно поэтому входные билеты в «Кабинет диковинок» стоят вдвое дороже, чем на любую из выставок живописи, проходящих в Художественном музее. Здесь, правда, нет ни «картонной, весело раскрашенной печени пьяницы», ни «сердца Бонивура», ни «конца императора тайги» — чего, может быть, мы вправе были ожидать от собрания такого «культового» заведения. Но даже выставленные экспонаты, возможно, заставят кого-то задуматься – хотя бы черные, как высококачественный антрацит, легкие курильщика. В общем, почти как в известной рекламе. «Вы до сих пор курите? Тогда мы идем к вам!»
Игорь Коваленко
Химики – тоже лирики
Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить выставку цифровой фотографии Николая Кошеля, проходящую сейчас в Доме Ученых. Доктор химических наук, считающий себя дилетантом в области искусства, он, тем не менее, создал собственную (и притом вполне научную) концепцию искусства как такового — точнее говоря, формулу, определяющую произведение искусства. Согласно «формуле Кошеля», это произведение есть «целевой информационный продукт, сознательно создаваемый существом разумным для того, чтобы воздействовать на «приемник» информации и возбуждать у него заранее предсказываемые эмоции». Вот так, господа – ни больше, ни меньше.
Еще одна идея автора заключается в том, что собственно «фотографию производит не фотограф, а техника и технология». И с этим трудно не согласиться, поскольку многие фотовыставки последнего времени свидетельствуют, скорее, о торжестве цифровых технологий, нежели о завоевании новых высот в области искусства. Как будто ставя жирную точку в бесконечных спорах на эту тему, Николай Кошель обоснованно утверждает, что настоящим художником, творцом всего прекрасного в мире является сама Природа. Поэтому в его работах ее присутствие как существа одушевленного чувствуется достаточно остро. Автор будто намеренно «уходит в тень», нивелирует собственное творческое «я», предоставляя «холст и краски» высшим силам.
Что же касается лирики, то, как бы фотограф ни стремился доказать, что он лишь орудие в руках этих сил, ему все же не удалось заглушить в своих работах ту щемящую ноту, которая звучит в душе каждого, кто «понимает». Понимает беззащитность листка, травинки, капельки росы, осеннюю грусть и зимнее холодное одиночество, тепло человеческих рук и любовь к братьям нашим меньшим. Своеобразие этой выставки можно уловить уже в самом ее названии – «Гипотеза об искусстве и любви». Соединив научный подход и человеческие чувства, автор будто пытается примирить сторонников «рационального» и «бессознательного» подходов к восприятию искусства. Насколько это ему удалось – судить зрителю.
Татьяна Коваленко