Черным по белому – и не только

Игорь Коваленко | 15:52 18.09.2014 | 739

Блог Изба: дизайн и архитектура

Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз писали (для тех, кому вопрос показался чрезмерно интимным, подчеркиваем — ударение в слове «писали» стоит именно на втором слоге). Не можете вспомнить? Ничего удивительного: сегодня, на заре третьего тысячелетия, «пипл» уже практически не пишет, а все больше «топчет клаву» — так оно и быстрее, и удобнее, и привычнее. Сейчас даже трудно представить себе, что где-то еще есть люди, которые не просто пишут от руки, но делают это вдумчиво, вдохновенно и по-настоящему красиво. И, тем не менее, такие люди есть – вы можете в этом убедиться, посетив выставку работ Рюсэки Моримото, которая проходит в Историческом музее.

Каллиграфическое письмо возникло в Японии примерно в седьмом веке нашей эры. Взяв за основу китайские иероглифы, японцы создали на их базе свои собственные стили письма, более простые и в то же время более эмоциональные, и в конце концов возвели каллиграфию в ранг изящного искусства.  Каждый из трех японских стилей – будь то «кайсе», «гесе» или «сосе» — подразумевает, что написанный текст должен не просто нести в себе информацию, но и доставлять эстетическое наслаждение. И ведь доставляет – каждый из иероглифов сэнсея Моримото, как уважительно зовут мастера на родине, воспринимается не просто как знак, а как самостоятельная картина (особенно если не знаешь японского языка). Глядя на эти причудливые черные линии на белой (или цветной) бумаге, понимаешь: японское каллиграфическое письмо – это очень красиво и очень сложно. И, кстати, может быть, комиксы в стиле «хентай» и «манга» сейчас так популярны именно потому, что по-японски историю легче нарисовать, чем написать. Не правда ли, знакомая ситуация? «Любі діти! Напишіть нам, а краще намалюйте…»