А была ли девочка? Выставка работ Алексея Аполлонова

Игорь Коваленко | 10:45 13.09.2014 | 958

Листая старые афиши: проект в проекте

Дочь испанского короля Филиппа IV инфанта Маргарита, еще в середине семнадцатого столетия увековеченная на полотнах Веласкеса, оказалась, пожалуй, одним из самых востребованных в искусстве исторических лиц Нового времени – помимо знаменитого испанца, ее образ вдохновлял таких корифеев мировой культуры, как Мане, Равель, Уайльд, Дали и Пикассо. Не остался в стороне и Алексей Аполлонов: два с лишним десятка полотен, выставленных художником в галерее «Карась», представляют собой длинную цепь «реинкарнаций» знаменитой инфанты – разумеется, в весьма опосредованной трактовке. Стремление автора как можно дальше уйти от фигуратива привело к тому, что фамильные габсбургские черты венценосной отроковицы совершенно исчезли под мощными напластованиями авторских ассоциаций и аллюзий, поэтому у неподготовленного зрителя вполне может возникнуть более чем резонный вопрос: а была ли вообще девочка? Впрочем, так даже интереснее: излишняя прямолинейность в искусстве еще никому не шла на пользу, и автор вполне отдает себе в этом отчет – так что не зря, видимо, некоторые искусствоведы называют его одним из самых загадочных киевских художников.

Игорь Коваленко