Реконструкция филармонии в Днепре: так было — так будет

Игорь Коваленко | 11:26 10.03.2020 | 2375

Массовая культура нынче шагает по планете семимильными шагами – поэтому неудивительно, что места, где сегодня можно послушать классическую музыку, можно, что называется, пересчитать по пальцам одной руки. Так что, надо полагать, меломанов Днепра обрадует известие о том, что в ближайшее время будет осуществлена реконструкция Днепровской филармонии имени Л. Когана. Несколько дней назад в рамках фестиваля «Бетховенфест» была представлена концепция реставрации здания филармонии (авторы проекта — Александр Остапенко и Владимир Терентьев, научный руководитель — Татьяна Филиппова), которое является памятником архитектуры национального значения. Впрочем, как некогда рекомендовал классик, «начнем ab ovo»: для начала – немного истории.

Реконструкция филармонии в Днепре: так было – так будет

Реконструкция филармонии в Днепре

Двести с небольшим лет назад на этом месте была усадьба дворянина Кизилова. В начале прошлого века екатеринославское Общественное собрание выкупило ее у потомков и провело конкурс на строительство на этом участке театра-клуба.

Победителем в конкурсе стал проект харьковского архитектора А.Н. Гинзбурга. Строительство клуба было начато в 1910 году и продолжалось с перерывами до 1913 года.

По стилистике новое здание можно отнести к так называемому «рациональному» модерну, или, иначе говоря, протоконструктивизму, получившему в то время распространение в  Западной Европе.

Для этого стиля, наряду с отказом от симметрии, характерны подчинение объемно-планировочных решений функции здания, акцент на вертикальном построении объемов и декора и определенный минимализм в декорировании – минимальное применение лепнины наряду с использованием живописи и мозаики.

В дальнейшем в здании размещались самые разные учреждения – от отдела пропаганды махновской республики до Театра юного зрителя – пока в 2001 году здание не было передано Областной филармонии.

К сожалению, несмотря на свою уникальность и статус памятника архитектуры национального значения, научно обоснованной реконструкции здания не проводилось, и теперь оно находится в крайне неудовлетворительном состоянии — это видно на представленных фото.

Не останавливаясь на проблемах, возникающих в процессе эксплуатации здания, отметим лишь основные предложения, которые предусматривает выдвинутая авторами проекта концепция реконструкции филармонии. Итак, реконструкция предусматривает:

— проведение инженерно-геологических изысканий с выполнением шурфов для окончательного определения материалов и состояния фундаментов

— лазерное сканирование здания

— проект приспособления здания под современные нужды филармонии

— BIM — модель здания

— проект наружного освещения основных фасадов

— проект инженерных систем и демонстрационного комплекса

— полную замену сетей и оборудования, установка экономичного оборудования для санузлов с сенсорным управлением и датчиков затопления.

— устройства резервной электрокотельной

— кондиционирование в комплексе с отоплением (фанкойлы)

— вентиляцию и увлажнение специализированных помещений (в том числе для хранения ценных музыкальных инструментов) с соблюдением температурно-влажностного режима

— полную замену электрических сетей, оборудования и автоматики.

Кроме того, реконструкция предусматривает создание современной системы оповещения, при необходимости – с заменой противопожарных занавесов, автоматического пожаротушения и дымоудаления.

— восстановление и реновацию путей эвакуации с заменой существующих конструкций лестниц новыми, соответствующими современным требованиям и нормативам.

— создание диспетчерского пункта управления всеми системами комплекса.

— проведение комплекса мероприятий по восстановлению и усилению несущей способности конструкций с учетом потребностей новых планировочных и технологических решений

— разработку и интеграцию инновационных решений по светотехническому, звуковому и другому оборудованию, которое улучшит акустику основного зала

Впрочем, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, так что смотрите изображения филармонии до и после реконструкции, где наглядно видно: так было – так будет.