В поисках образа

Игорь Коваленко | 15:45 18.09.2014 | 200

Блог Изба: дизайн и архитектура

Когда кто-нибудь из городских фотохудожников отправляется в путешествие, заинтересованная публика уже знает: нужно ждать выставки. Так обычно и случается: рано или поздно путешественник представляет коллегам и зрителям «творческий отчет» о поездке. Кому-то для этого нужно несколько месяцев, кому-то – целый год. Выставка Сергея Ененко в галерее «CITY-ART» открылась меньше, чем через три недели после его возвращения из Праги – что называется, по горячим следам (или, как говорят тележурналисты, «с колес»).

Свой принцип «приехал – отпечатал – выставил» автор объясняет просто и убедительно. Без реакции публики, утверждает он, нелегко до конца оценить конечный результат – любую фотоработу можно считать полностью состоявшейся лишь после того, как она показана зрителю. Нам, привыкшим к независимости суждений людей искусства, впору удивиться такому «смирению», весьма неожиданному в творческой личности. Но есть еще более удивительное обстоятельство, которое не смогут не отметить те, кто знаком с творчеством этого фотохудожника. Хотя Сергей Ененко работает в различных направлениях, его фамилия обычно ассоциируется у нас с женскими образами. Девушки на его фотографиях (их даже не хочется называть моделями) пленительны, лукавы и – самое главное – неоднозначны. На новых же его работах не только практически отсутствуют женщины – на них вообще почти нет людей, если не считать одного или двух снимков. Дома, дворцы, фонтаны, конные и пешие статуи, в лучшем случае деревья – невольно создается впечатление, что Ененко делал свои снимки в совершенно безлюдном городе. По словам автора, он предпринял эту поездку «в поисках образа» — и, по его же словам, смог найти образ только в объектах архитектуры и искусства (иначе говоря, в так называемых «нетленных ценностях»). Что же касается коренных обитателей Праги, то в них искомого образа найти так и не удалось: он оказался нивелированным модой, стилем и массовой культурой. Разумеется, это всего лишь частное мнение художника, но, может быть, есть смысл к нему прислушаться – так, на всякий случай.

Игорь Коваленко