Ар-нуво по-южнославянски: ангелы с человеческим лицом (листая старые афиши)

Игорь Коваленко | 06:42 28.09.2015 | 2369

Похоже, что музею «Литературное Приднепровье» в последнее время везет на ангелов – точнее, на их изображения. Видимо, и вправду «свято место пусто не бывает», а если и бывает, то совсем недолго. Судите сами: на Рождество здесь прошла выставка живописи «Ангелы» Натальи Афанасьевой, несколько месяцев спустя Ирина Сизоненко здесь же представила свой проект «Ангелы отлетели». И практически сразу же вслед за своей коллегой по цеху (стены выставочного зала, что называется, не успели остыть) Ирина Душацкая выставила здесь «портреты» этих эфемерных жителей небес в своей интерпретации, то есть в стиле сецессия – иначе говоря, ар-нуво по южнославянски.

 

Ар-нуво по южнославянски

Правда, на этот раз слово «ангелы» в названии выставки не фигурирует. Новый проект художницы называется достаточно нейтрально: «Причуды сецессии» — в этом стиле Ирина Душацкая работает всю свою сознательную жизнь. Напомним, что «сецессия» — это южнославянский вариант того самого ар-нуво (он же «модерн», он же «югенд стиль»), который на рубеже XIX – XX веков господствовал едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Именно ар-нуво дал пищу социалистическим критикам для обвинения буржуазного искусства в упадочничестве, пессимизме и прочих «нехороших излишествах». Но – одно из двух: то ли искусствоведы одной шестой части суши, как всегда, ошибались, то ли «загадочная славянская душа» слишком явно вносит во все свои коррективы. Конечно, жизнерадостными эти картины назвать трудно (все-таки ангелы), но жизнеутверждающими – вполне. Ангелы Душацкой, вопреки распространенному о них представлению, вполне конкретны, зримы, даже, пожалуй, осязаемы (как говорил Карлсон, в меру упитанны), и отнюдь не выглядят печальными – разве что слегка задумчивыми. К тому же, хотя ангелов и принято считать существами «унисекс», в интерпретации художницы они явно принадлежат к прекрасному полу – что, надо сказать, вполне естественно для ар-нуво. И еще одна деталь: черты многих из них кажутся смутно знакомыми – моделями художнице, в основном, служили жительницы нашего города. Что ж, радость узнавания, как утверждают специалисты – далеко не последняя вещь, в том числе и для восприятия искусства.

Помимо «ангельских портретов», на выставке представлено несколько работ, выполненных в новом для художницы (но, вообще говоря, достаточно древнем) жанре – ручной авторской вышивки. Душацкая увлеклась этой техникой совсем недавно – по ее выражению, «абсолютно внезапно и неожиданно для себя самой». Здесь, правда, до ангелов, как и до ар-нуво, дело еще не дошло – пока что она ограничилась изображением цветов, которые, впрочем, выглядят не менее интригующе, чем «ангельские» женские образы на ее картинах. Женщины и цветы уже двадцать лет являются единственной темой в творчестве Душацкой – и, стало быть, она по-прежнему остается в формате, который, похоже, задала сама себе раз и навсегда. Недаром она постоянно подчеркивает, что никогда не ощущала себя современным художником, всегда находясь в стороне от актуальных процессов в искусстве. И нынешняя выставка в очередной раз показала, что Ирина Душацкая по-прежнему отдает предпочтение вечным ценностям, оставаясь «несгибаемым» консерватором – в самом лучшем смысле этого слова.

Игорь Коваленко

Ар-нуво по-южнославянски: ангелы с человеческим лицом